Говорят, что на земле тысячи специальностей и профессий. И одна из самых почетных и трудных – профессия педагога – учителя, воспитателя, преподавателя. В нашем городе ей посвятили свои жизни несколько сот человек, которые работают в детских садах, школах, профтехучилищах, средних специальных учебных заведениях.
Как же становятся педагогами? Как сегодня им живется и работается? Что их беспокоит и о чем они думают?
Об этом и другом и шел разговор внештатного корреспондента газеты «Канаш» Антона Муратова с учителем начальных классов средней школы № 8 О.Ф. Михайловой.
- Ольга Феликсовна, сколько же лет составляет ваш педагогический стаж?
- Он у меня сравнительно небольшой. Учителем я начала работать в сентябре 1989 года. Получается более двадцати лет.
- Почему же, приличный стаж. Скажите, пожалуйста, можете сейчас утверждать, что педагог – это ваше призвание? Не было сожалений по поводу выбора именно этой профессии?
- Никогда. Работа учителя мне нравилась с раннего детства. И сейчас по душе. Понимаете, это все-таки мое. На работу всегда хожу с удовольствием и себя в другой профессии не представляю. Надо учесть, что я в своем, так сказать, роду учитель третьего поколения. Общий педагогический стаж Сытиных, это моя девичья фамилия, составляет около двухсот лет. Родом же я из деревни Пошнары Ядринского района.
- Хотелось бы поподробней узнать об учительской династии Сытиных…
- Её, если можно так выразиться, основали дедушка и бабушка по линии матери. Выпускники Ядринского педагогического училища Антонина Петровна и Гаврил Дмитриевич учительствовали в нелегкие до и послевоенные годы. Бабушка долгие годы была заведующей Ирзеевской начальной школы. На всю жизнь сохраню в сердце их рассказы о своей судьбе, работе в школе, о том, как они учили и воспитывали детей.
Особенно трудной выдалась судьба деда. В 1936 году он поступил на географический факультет Казанского госуниверситета. Студента-заочника Дмитриева в 1939 году призвали в армию. Великую Отечественную войну встретил на западной границе политруком. Попал в плен, бежал, потом вновь оказался в неволе. Благодаря большой физической силе и стойкости выстоял, вернулся домой. И тут дедушку ожидали новые испытания. До 1956 года Гаврила Дмитриевича не разрешали работать учителем.
Педагогами долгие годы были отец с матерью. Роза Гавриловна учила детей по химии и биологии, Феликс Корнилович – по русскому языку и литературе.
Теперь их дело продолжаем мы. Сестра Татьяна является старшим преподавателем географического факультета Чувашского государственного университета. Жена брата, Надежда – учитель иностранных языков. Мы часто навещаем отчий дом. Мама теперь проживает одна. Она у нас – оптимистка, сохраняет высокий жизненный тонус. Кстати сказать, бабушка, мать и сестра являются отличниками народного просвещения.
- Ваши дети по стопам матери не пошли?
- С мужем Игорем воспитываем двух дочерей. Старшая, Антонина – студентка юридического факультета Казанского филиала Российской академии правосудия. Татьяна учится в седьмом классе средней школы № 1. Она еще не определилась в будущей профессии. Конечно же, мы, родители не возражаем, если Таня задумает стать учителем.
- Ольга Феликсовна, вы помните свой первый день работы учителем?
- Безусловно, помню. Разве это возможно забыть? Нас с подругой – одноклассницей и однокурсницей Светланой Захаровой, только что окончивших Чувашский государственный педагогический институт имени И.Я. Яковлева, в 1989 году направили в родной Ядринский район. В течение года в Тяптяевской малокомплектной начальной школе одновременно учила уму-разуму учащихся первого и третьего классов.
Потом я вышла замуж и переехала на родину супруга в Канаш и устроилась на работу в среднюю школу № 61, теперь это восьмая школа. Двадцать лет пролетели как один день. Здесь я сначала была учителем начальных классов. После получения второго диплома о высшем образовании преподавала чувашский язык и литературу.
- В этом учебном году, как я знаю, вы вновь приняли младший класс…
- Совершенно верно. Так получилось, что мне пришлось оставить 11 класс и перейти к младшеклассникам. С одиннадцатиклассниками продолжаю общаться. Они, приятно отметить, поддерживают меня в работе с первоклассниками.
Знаете, сравниваю своих первых учащихся начала трудовой биографии и нынешних младшеклассников, прихожу к выводу: это совершенно разные дети. Современные дети очень энергичные, подвижные, смелые. Иногда они бывают обидчивыми, капризными, агрессивными. Я думаю, что это влияние времени.
Родители не всегда могут выделить достаточно времени для воспитания. Современным же детям необходимы больше тепла, внимания и любви. Нравится то, что дети проявляют большой интерес к знаниям. Очень благодарна родителям, которые вносят большой вклад в сплочение коллектива класса. Особо хочется похвалить Оксану Александрову, Наталию Платонову, Ирину Петрову. Да и другие активны. В нашем классе стало доброй традицией отмечать дни именинников совместно с родителями. Радует, что на родительские собрания приходят и мамы, и папы малышей. Совместно с ними ищем и находим новое, что позволяет повысить заинтересованность ребят, их активность, улучшить поведение. И еще: всегда помню, что учителю тоже нужно постоянно учиться, чтобы не отстать от требований времени.
- Что, образно говоря, является педагогическим кредом учителя Михайловой?
- Когда в очередной раз заходишь в класс и увидишь 20 пар любопытных глаз малышей, ловишь себя на мысли: это же будущее России. И в немалой степени от меня тоже зависит, какими станут завтра мои первоклассники. Поэтому в каждом их них стараюсь увидеть, прежде всего, человека – гражданина, понять и ценить их, когда надо прощать, поддерживать и развивать добрые помыслы. С ребятами необходимо быть честным, искренним, ведь они тонко чувствуют фальшь. В этом русле и работаю.
- Ольга Феликсовна, недавно вы стали лауреатом городского конкурса «Инновации в образовании»…
- Да, совместно с учителем 1 «а» класса Любовью Андреевной Елисеевой в 5 «а» классе провели опытно-экспериментальный урок по теме «Экологическое воспитание младших школьников в процессе изучения чувашского языка на основе системного подхода».
Проблема эта очень актуальная. Мы пришли к выводу, что для успешной работы в этом направлении необходимо применять активные формы обучения. Как писал А.С. Макаренко, человек не воспитывается по частям, он создается синтетически, всей суммой влияний, которым он подвергается.
Я работаю в дружном и способном коллективе. Из 29 учителей пятеро имеют высшую категорию, 15 – первую. Они постоянно повышают свой профессиональный уровень, активно перенимают передовой опыт.
- Как вы знаете, этот год в стране объявлен Годом педагога. Что скажете по этому поводу?
- Данный факт не может не радовать. Он означает, что власти, наконец, повернулись к учителям лицом, поняли, что будущее России во многом зависит от нас. Ведь мы ведем детей за руку в мир знаний.
- Ольга Феликсовна, спасибо за интервью. Желаем вам дальнейших творческих успехов, активных и отличных учеников, успешно продолжить семейную педагогическую династию.
- Спасибо на добром слове. Пользуясь случаем, желаю всем педагогам города и района высоко держать марку профессии, любить свою работу, воспитывать достойных граждан России, счастья и крепкого здоровья.
Интервью провел Антон Муратов.