Нет друга – ищи, а нашел - береги.

Проблема коллектива встает перед учителем с того момента как дети приходят в первый класс. К учителю дети приходят совершенно не подготовленные к совместной деятельности. И перед учителем стоит задача увидеть в детях потенциальный коллектив и создать условия, в которых группа учащихся класса переросла в коллектив. Помочь ребенку в этом, научить его жить в коллективе может и должен, прежде всего, классный руководитель. Именно на нем лежит основная задача по формированию благоприятных условий для развития каждого ребенка, он поощряет дружбу детей, предотвращает обострения в их отношениях, подбирает и предлагает детям виды совместной деятельности. Конечно, каждый класс развивается уникально. Взаимодействие учащихся всегда имеет сложный и непредсказуемый характер. Каждый ученик должен быть самостоятельным и в учении и в общении. Главное средство воспитания – заряд доброты. Дети учатся уважать и любить всех, делать добро. Учитель верит, что ребенок не может быть плохим.

В 3 «б» классе провели игры на сплочение коллектива. Ребята ответили на вопросы о дружбе, обсудили как нужно вести себя в коллективе. Чтобы разделиться на команды учитель попросил назвать двух самых добрых учеников в классе. Именно они  разделили класс на две команды. Ребята играли в такие игры, которые требуют дружной командной работы «Что такое?», «Мастера пантомимы», «Кто быстрее нарисует?», «Русские писатели и поэты». Закончили классный час игрой «Комплименты».  Команды образовали круг. Каждый ученик, глядя в глаза каждому соседу, сказал несколько добрых слов, за что-то похвалил. Принимающий комплимент, отвечал: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарил комплимент своему соседу.

Такие игры помогают ребятам общаться с одноклассниками, воспитывают чуткость, коммуникативные навыки.